Методическая работа: школа с.Целинное Хайбуллинского района Республики Башкортостан
На главную

в избранное | сделать стартовой На главную   
   
 
О школе
Коллектив школы
Деятельность школы
Наши достижения
Информация
Для учащихся
Для родителей
Контакты
   
 
Случайное фото
 
   
 
Яндекс.Новости
 
 
Целинное
 
Наши друзья
Сайт учителя информатики
Дополнительный сайт школы с.Целинное
Если вы интересуетесь историей своего края, то вам сюда...
Сайт районной газеты "Хайбуллинский вестник"
Сайт Акъяр-ТВ
Сайт МОБУ СОШ д.Валитово Хайбуллинского района
Сайт школы д.Илячево Хайбуллинского района
 

Яндекс цитирования

Мы уже давно предлагаем особое обследование и лечение в Германии с комфортным отдыхом.

Школа с.Целинное Хайбуллинского района Республики Башкортостан

Методическая работа


Школа много лет работала над методической проблемой «Развитие творческих способностей учащихся с учетом интересов и потребностей каждого ребенка».

Рождение новой школы - длительный, трудный и сложный путь. Большинство школьных учебных учреждений решили начать обновление с содержания обучения; с введения новых учебных дисциплин, курсов, с создания или применения авторских программ и т.д.

«Процесс обновления требует совершенствования не только содержания обучения, но и методической работы. Ориентируясь на гуманизацию обучения, на формирование личности учащегося, признание её ценности и необходимости для современного общества, мы, прежде всего, должны помнить, что она формируется личностью самого учителя. Поэтому необходимо создать все условия для роста профессионального мастерства педагога. А для этого необходима действенная и эффективная структура методической работы в школе.

Цели и задачи методической работы тесно связаны с системой внутришкольного управления, с жизнедеятельностью школы в целом, а значит, и конечным результатом деятельности всего педагогического коллектива школы.

Методическая служба в школе даёт возможность членам педагогического коллектива не только участвовать в реализации уже готовых программ, но и принимать активное участие в их планировании и разработке, в апробации экспериментов и инноваций, постоянно стимулируя развитие творческого потенциала учителя, направленного на формирование и развитие личности учащегося. Поэтому определить цели и задачи методической работы - значит определить результативность, что зависит, прежде всего, от профессионально значимых качеств учителя.

Какие же функции, необходимые для эффективной работы и развития школы, выполняет методическая работа? Ими являются:

информирование кадров о новых требованиях, предъявляемых к работе, и последних достижениях педагогической науки и практики;

обучение и развитие педагогических кадров, повышение их квалификации до уровня, необходимого школе;

выявление, изучение и распространение наиболее ценного опыта педагогической, инновационной и другой деятельности членов коллектива;

подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса: программ, рекомендаций, памяток и др.

Таким образом, методическая работа - это деятельность по обучению и развитию кадров; выявлению, обобщению, распространению наиболее ценного опыта учителей; созданию собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса.

Функции методической работы

Необходимость решения перечисленных задач вытекает из непосредственных потребностей самой школы в обеспечении образовательного процесса программно-методическим материалом, в подготовке педагогических кадров к решению поставленных перед ними задач. Названные функции можно считать основными, если не перечислять ряд важных функций, относящихся к самому учителю. Прежде всего

благодаря активному участию в методической работе, учитель сохраняет и закрепляет своё положение в школе;

обучение делает учителя более гибким и мобильным, приспособленным к внешним изменениям, конкурентоспособным;

обучение на рабочем месте способствует достижению учителем желаемого профессионального статуса и признания в коллективе, большей уверенности в себе, влияет на профессиональную карьеру;

методическая работа играет роль стимула в профессиональном развитии педагога, способствует самореализации, решению личных, профессиональных проблем, позволяет достичь большего удовлетворения в труде.

Структура методической службы

В реализации функций методической работы определена следующая структура методической службы школы, которая выглядит таким образом:

Структура методической службы

Каждая задача в области реализации основной цели методической работы решается через использование различных форм.

Формы методической работы

Формы методической работы

Для организации методической работы « существуют организационные и дидактические формы».

В школе применяются следующие организационные формы методической работы:

единая методическая тема школы;

методические объединения, предметные циклы;

индивидуальное профессионально-педагогическое самообразование;

временные проблемные группы или творческие группы;

методический Совет школы.

Одной из важных форм методической службы является работа над единой методической темой школы. Если методическая тема выбрана правильно, если она актуальная, имеет практическую значимость для школы, если она направлена на интенсификацию УВП и мотивацию учения школьников, то успех работы школы обеспечен: будут реализованы цели и задачи, поставленные педагогическим коллективом. На данном этапе школа пятый год работает над методической темой «Развитие творческих способностей учащихся с учётом интересов и потребностей каждого ребёнка».

Для реализации данной проблемы перед коллективом учителей были поставлены следующие задачи:

  • систематичность в работе по решению проблемы вплоть до ежедневных уроков с последующим переходом на элементы;
  • озадаченность, как учителей, так и учащихся в достиженииопределённых подвижек в решении проблемы;
  • привлечение педагогов дополнительного образования в реализации творческого потенциала учащихся;
  • привлечение родителей, общественности в пропаганде творческих способностей детей.

Работа над единой методической темой способствует сплочению коллектива, а там, где трудится коллектив единомышленников, несомненно, имеют место энтузиазм, качество работы, результативность.

В разрешении методической темы помогает работа методических объединений, предметных циклов, деятельность которых регламентируется Методическим Советом школы. Их, постоянно действующих МО, шесть:

  • МО учителей начальных классов - руководитель Султанова М.К., учитель начальных классов 1 категории, Отличник образования РБ.
  • МО учителей гуманитарного цикла - руководитель Гизатова Г.К., учитель английского языка высшей категории, Отличник образования РБ.
  • МО учителей химии, биологии, географии - руководитель Бадак Л.И., учитель химии высшей категории, Отличник образования РБ.
  • МО учителей математики, физики и информатики - руководитель Габитова М.М., учитель математики 1 категории.
  • МО учителей технологии, ИЗО, черчения, ОБЖ, физкультуры, музыки - руководитель Хусаинов Р.Р., учитель технологии высшей категории.
  • МО классных руководителей - руководитель Иштакбаева Ф.А., замдиректора по воспитательной работе 1 категории.

Каждое МО выбирает тему, над которой будет работать в течение года, ставит задачи на текущий учебный год, составляет план работы на год.

Обязательным для членов МО является:

проведение открытых уроков, мастер-классов по теме самообразования;

проведение предметных декад и недель;

проведение школьных предметных олимпиад, конкурсов, викторин;

Дни открытых дверей для родителей учащихся.

К проведению предметных декад и недель в школе предъявляются следующие требования:

разнообразие форм к проведению внеклассных мероприятий по предмету, их реклама;

широкий охват учащихся и их активность;

информационно-познавательный характер мероприятий;

результативность.

Надо отметить, что проведение таких мероприятий стало в школе традицией и вносит праздничную атмосферу в учебный процесс.

Хотя индивидуальное профессионально-педагогическое самообразование является личным делом каждого учителя, эту форму методической работы нужно организовывать, направлять и контролировать. Вначале учебного года учитель определяет тему самообразования, согласовывает её с завучем. Наработанный материал по выбранной теме учитель представляет в форме творческого отчета, либо оформляет в виде реферата и выступает на заседании МО. Отчеты по самообразованию сопровождаются наглядной демонстрацией продуктов труда учителя /доклад, реферат, разработки уроков, дидактический материал/ и продуктов учащихся /выставки лучших тетрадей, сочинений, рисунков, поделок и т.д./. Задачей МО при этом является дать экспертную оценку самообразованию учителя и лучшие выступления рекомендовать на защиту в Методический Совет школы. В школе стало традицией проводить ежегодные мартовские чтения с повесткой дня «Итоги самообразования учителей» или «Фестиваль методических идей».

Были рассмотрены следующие вопросы и на заседаниях педсовета:

«Творчество учителя» (круглый стол), «Творческая мастерская учителя» (обмен опытом работы по единой методической теме школы учителей Хусаинова Р.Р., Файзуллиной Р.А., Мустафиной Т.Я.), обобщение опыта работы учителя начальных классов Султановой М.К. по теме «Индивидуализация и дифференциация в обучении младшего школьника» (методический вестник).

В школе ведётся работа по индивидуализации обучения во внеурочное время. По установленному графику каждый учитель-предметник проводит индивидуальные занятия с одаренными учащимися. Проводятся школьные предметные олимпиады и турниры, которые помогают выявить сильнейшего ученика по предмету, и будущий «резерв» для участия на районных олимпиадах. Такая работа даёт хорошие результаты. Ежегодно учащиеся школы принимают активное участие на предметных районных и республиканских олимпиадах, результаты их таковы:

Результаты участия школьников МОБУ СОШ с. Целинное на районных олимпиадах.

Годы

1 место

2 место

3 место

Итого

2003-2004

4

4

4

12

2004-2005

4

4

6

14

2005-2006

5

6

6

17

2006-2007

2

4

4

10

2007-2008

6

2

11

19

 

Лицо школы в районном масштабе определили следующие учителя:

Бадак Л.И./химия/, Яковлева В.П./физика/, Гизатова Г.К. /английский язык/, Хусаинов Р.Р./технология/, Габитова М.М./математика/, Юсупова Л.Ш../экономика, основы предпринимательства/, Булатов Р.С../история/, Шамсутдинова В.Г./география/, Саитова Г.З./русский язык и литература/, Андрианов А.Д./обществознание/, Байгутлин А.Р. /физическая культура/, Сынбулатова М.А. /начальные классы/, Байгутлина Ф.А. /обслуживающий труд/.

Их систематическая индивидуальная работа с учащимися по предмету даёт эффективные результаты и моральное удовлетворение.

Наряду с вышеперечисленными формами методической работы, применяемой в школе, практикуется такая форма, как создание временных инициативных /проблемных или творческих/ групп. Такая форма удобна при решении «узкой» проблемы, касающейся отдельной группы учителей, работающих в апробации инновационных методик и технологий. Данная педагогическая деятельность показывает стремление работать по- новому, стараясь преобразовать педагогический процесс. В нашей школе используются следующие инновационные направления:

- метод проектов (Хусаинов Р.Р., учитель технологии, ИЗО, черчения высшей категории, Гизатова Г.К., учитель английского языка высшей категории,Габитова М.М., учитель математики I категории)

- модульное обучение( Яковлева В.П., учитель физики первой категории, Исяньюлова А.Г., учитель математики I категории)

  - технология В.Э.Штейнберга (Файзуллина Р.А., учитель башкирского языка и литературы первой категории)

  - народная педагогика (Иштакбаева Ф.А.,учитель КБ, башкирского языка первой категории)

- технология продуктивности успеха ( ТПУ) ( Исхакова Р.А., учитель русского языка и литературы первой категории)

- развивающего обучения Л.В.Занкова ( Мустафина Т.Я., учитель начальных классов высшей категории, Сынбулатова М.А., учитель начальных классов первой категории)

 -игровые технологии (Исламгалеева Р.Г.,учитель начальных классов первой категории)

  Повышению педагогического мастерства учителя, росту его профессионализма способствуют курсы повышения квалификации прибБИРО. Время не стоит на месте и учитель должен знать новые веяния в педагогике, разбираться в новых технологиях обучения, повышать теоретический уровень. Этот показатель выглядит следующим образом:

Годы

Всего учителей

Повышение квалификации

%

2004

29

6

21

2005

27

4

15

2006

27

7

26

2007

27

8

28

2008

23

8

35

Оценкой результативности труда учителя и профессионального роста является ежегодная аттестация учителей. На сегодня из 23 учителей школы

имеют категории: высшая - 5 (21%)

первая - 11 (48%)

вторая - 5 (21%))

что по школе составляет 91%.

Органом, координирующим и контролирующим методическую работу, является Методический Совет школы. Совет подотчётен педагогическому совету школы. В состав МетодСовета входят руководители ШМО, который возглавляет замдиректора по учебной работе школы. Составляется план работы в количестве 4 - 5 заседаний в год, рассматриваются актуальные вопросы педагогики, психологии, наряду с вышеперечисленными, вопросы повышения качества обучения и преподавания. В качестве примера можно привести следующее:

План работы Методического Совета школы

Содержание

Срок

Ответственные

Заседание №1

1. Утверждение плана работы на новый учебный год.

2. Реализация единой методической темы школы

Сентябрь

Замдиректора по УР

Заседание №2

1. Преемственность развивающего обучения при переходе из начальной в среднюю ступень обучения

2. «Учитель года школы».

Ноябрь

Руководитель МО учителей начальных классов

Замдиректора по УР

 

 

МетодСовет

Заседание №3

1. Система предпрофильной подготовки и методологические подходы к организации профильного обучения.

Январь

Замдиректора по УР

Учителя-предметники

Заседание №4

1. Анализ работы ШМО.

2. Предметная неделя как средство развития интересов учащихся и активизации творческого потенциала.

Апрель

Руководители ШМО

Председатель М/С

Работа методкабинета школы

План работы также составляется на год, в котором отражается тот методический «багаж», которым должен пополниться кабинет в течение года. Сегодня методкабинет имеет и хранит методические папки, бюллетени, раскладушки учителей, новинки педагогической литературы, инструкции и памятки в помощь учителю, создаётся « портфолио учителя».

В системе повышения квалификации учителей важная роль принадлежит изучению, обобщению и распространению опыта учителей. Задача замдиректора по учебной работе заключается в том, чтобы увидеть «изюминку» в работе учителя, которая даёт заметные результаты в учебно-воспитательном процессе, и достижение конкретного учителя сделать достоянием всех учителей. Надо отметить, наши учителя ежегодно принимают участие в конкурсе «Учитель года», проводимом вначале в стенах школы, затем на районном уровне. Последние годы не стали исключением:

учитель физики Яковлева В.П. стала призёром конкурса «Учитель года района - 2008», заняв достойное 3-е место, учитель башкирского языка и литературы Файзуллина Р.А. в конкурсе «Учитель года башкирского языка

и литературы - 2008» заняла 1-е место, на республиканском конкурсе победитель в номинации «Учитель-творец»; учитель математики Исяньюлова А.Г заняла 3-е место на районном конкурсе «Учитель года района – 2009», учитель русского языка и литературы Исхакова Р.А. стала лауреатом конкурса «Учитель русского языка и литературы района -2009».

Наряду с организационными формами методической работы в своей деятельности применяются следующие дидактические формы:

  • теоретические семинары
  • методические оперативки
  • тематические педсоветы
  • наставничество
  • методические выставки
  • индивидуальные консультации.

Действенной формой является проведение теоретических семинаров, т.к. эта форма, в первую очередь, преследует цель повышения теоретического уровня профессиональной подготовки учителя. Заместителем директора по учебной работе проводились семинары на тему: «Организационно-методические основы урока и требования к нему», «Типы уроков и их структура», «Технология постановки целей и задач урока и оценка результативности», «Опрос как средство обучения».

Организуются и проводятся методические оперативки для руководителей МО, для временной инициативной группы учителей, для учителей определённого МО, задачей которой ставятся своевременное информирование о предстоящей работе, ознакомление с новейшими достижениями ППО, определение дальнейшей работы по внедрению в практику того или иного «новшества». Большую помощь оказывает периодическая печать, методическая литература, к примеру, на такие темы, как «Ознакомление с содержанием альтернативных программ, учебников, пособий », «Приёмы по развитию речи учащихся на уроках», «Работа над ошибками. Какой она должна быть?» и др. Здесь же возможно и заслушивание учителя, побывавшего на курсах повышения квалификации, либо участвовавшего на районном заседании учителей-предметников.

Обязательным является проведение тематических педсоветов. Здесь рассматриваются вопросы, касающиеся определенной темы, например: «Единый речевой режим в школе», «Преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием», «Работа педколлектива над единой методической темой», «Состояние преподавания башкирского языка» и др. Для этого составляются аналитические справки, в которых содержатся выводы и рекомендации коллективу учителей, группе, одному учителю. В сборе информации помогают временные проблемные группы учителей, служба школьного психолога, руководители МО.

Ежегодной традицией в практике школы стало проведение методических дней. Эта форма работы наиболее яркая. Заранее определяется тема методического дня так, чтобы это были не просто открытые уроки, а система уроков, подчиненных единой цели, и являлись стимулом к повышению педагогического мастерства. Методический день знакомит учителей с технологией работы коллег, создает копилку внутришкольных методических находок и идей. Кроме того, методический день обеспечивает организацию взаимопосещений уроков опытных учителей молодыми и наоборот. Эта работа проводится и в рамках следующей формы как наставничество. Молодым специалистам оказывается методическая помощь в проведении уроков, знакомство с методическими достижениями школы. Дается анализ учебных программ и объяснительных записок к ним, совместно составляется календарно-тематическое планирование и конспекты уроков. В ходе индивидуальной беседы замдиректора по учебной работе с молодым учителем, выясняются его сильные и слабые стороны в подготовке к урокам, определяются совместные пути решения возникших проблем и безболезненной адаптации в учительском коллективе. Аналогичная работа проводится и с руководителями МО, вновь назначенными на эту должность.

Ещё одной формой, которая практикуется в школе, является творческий отчёт методических объединений учителей. По другому эту форму можно назвать выставка-отчёт МО. К нему методобъединение готовится в течение учебного года. На итоговом заседании каждое МО представляет методические и дидактические материалы, разработанные учителями, знакомит с достижениями, наработками учителей, которые идут в «копилку» методического кабинета школы. Результаты работы МО, Методического Совета школы, методических дней оформляются в виде «раскладушек», брошюр, папок-портфолио, в которые помещены конспекты открытых уроков, рефераты, фотографии в динамике и другие материалы. Такая выставка помогает наглядно продемонстрировать достижения и наработки коллектива учителей, пропагандирует опыт работы МО школы, делает его достоянием всех.

Методическая работа учителя по совершенствованию педагогического мастерства не остаётся незамеченной. Учителями оформляются папки-портфолио, которые в дальнейшем помогают проанализировать работу педагога в динамике, являются ценным документом при прохождении аттестации, оказывают помощь при самоанализе учителем своей работы, достижений за год.

Эффективной формой является проведение индивидуальных и групповых консультаций, как для учителей, так и руководителей МО.

В ходе беседы зачастую решаются вопросы педагогики и психологии, отдельные вопросы методики преподавания предмета, проводится анализ посещенного урока и самоанализ урока учителем. Обсуждаются при этом вопросы по специфике предмета, оказывается помощь при анализе результатов обучения и воспитания школьников за определённый период. Индивидуальные и групповые консультации являются средством оказания оперативной помощи учителю. Для эффективного проведения рекомендуется заранее определить тематику консультаций, собрать, интересующую учителей, информацию.

Результаты методической работы

Достаточно долго методическая работа оценивалась не по результатам, а по количественным показателям, то есть по числу проведённых методических мероприятий: открытых уроков, педагогических чтений, тематических педсоветов, заседаний МО, предметных недель. Между тем результаты методической работы непосредственно должны быть связаны с задачами и функциями выполняемой работы, поэтому оценивать результативность нужно по следующим показателям:

уровню адаптации новых работников в школе;

росту профессионализма учителей и готовности решать задачи, поставленные перед школой;

владению учителями новыми теоретическими знаниями и педагогическими технологиями;

качеству методического обеспечения образовательного процесса; освоению учителями школы наиболее ценного опыта своих коллег в решении задач, стоящих перед школой;

способности учителей к профессиональному саморазвитию на протяжении всего времени работы в школе.

Все организационные и дидактические формы методической работы дают результат не только в плане вышеперечисленных показателей, и влияют на повышение уровня учебно-воспитательного процесса школы, так как:

а/ повышается качество процесса обучения учащихся;

б/ повышается качество ЗУН учащихся по предмету.

Совершенствование методической работы учителей основывается на информации, полученной в результате диагностики качества обучения предметам. Большую помощь в работе оказывает школьный педагог - психолог. Совместные методы работы, как анкетирование, тестирование, собеседование, наблюдение и анализ практической деятельности педагога помогают решить многие вопросы, возникающие в ходе работы. В итоге определяется ряд проблем, которые выносятся на обсуждение коллективом, и с учетом полученных рекомендаций планируется дальнейшая работа в данном направлении.

Приложения:

А в МЕТОДИЧЕСКОЙ КОПИЛКЕ вы можете найти разные разработки уроков, мероприятий и многое другое...

Сегодня школа работает над единой методической темой: "Личностно-ориентированное развитие познавательных возможностей и творческих способностей учащихся в условиях сельской школы."

 
 
© Хусаинов Р.Р. 2007-2014 г.